ФЕНОМЕНЫ ТРАВМАТИЧЕСКИХ ЗАЩИТНЫХ СИСТЕМ ПСИХИКИ[1]

Решетникова О. Б.

Психоаналитический          психотерапевт

Тренинговый аналитик и супервизор ЕКПП

Президент Открытого Психоаналитического Общества ( 2008-2011гг.)

Вице-председатель ЕКПП-Москва

Аннотация: в данном сообщении речь идет о защитных механизмах психики человека, которые позволяют ему сохранить себя в момент травматического события(краткосрочного или длительного по времени и повторяемости), но являются жестко включенными в дальнейшее его функционирование и трудно поддающиеся терапевтическому воздействию. Будут предложены, как теоретические обоснования, так и клинические зарисовки.

Ключевые слова: травма, дисфункциональная семья, фрустрация, диссоциация,  проективная идентификация, маниакальная и депрессивная позиция.

В качестве вступления я предлагаю нам всем сейчас посмотреть[2] короткометражный мультипликационный фильм «Отец и дочь»[3].  И поговорить о психическом восприятии травмы на основе его сюжета, а потом я предложу вашему вниманию еще некоторый сюжет из своей практики.

На первый взгляд ,перед нами-тонкий, изящный мультфильм о том, как дочь всю жизнь ждала отца, уплывшего на лодке за горизонт. Символическим колесом жизни в мультфильме становится обычное колесо велосипеда, которое в каждой новой сцене картины привозит дочку - сначала маленькой девочкой, затем влюбленной девушкой, счастливой матерью и ,наконец, слабеющей старушкой - на высокий берег. Мы видим Время, которое изменяет декорации и образ жизни человека, но не его Душу, навеки хранящую любовь и нежность.

Прошу обратить внимание на слова о постоянстве души.

А вот если посмотреть с точки зрения психоанализа на эту историю жизни ?

Фильм начинается с травматического момента в жизни маленькой девочки: во время прогулки на велосипедах отец внезапно садится в лодку, потом выскакивает, прощается и уплывает за горизонт навсегда. Как с этим жить дальше ?

Отец без вести пропал. Это отдельная тема для отдельного  доклада.

Нет реальной смерти, нет могилы, нет завершения. Есть только место на берегу, куда можно приезжать и вглядываться в бесконечную водную гладь с вопросами, на которые не будет реальных ответов, а только те, которые создаст и будет повторять собственная психика. Много фантазий у тех, кто остался с этим переживанием. Фантазий  идеализированных и садистических одномоментно.

 Дочь ему предана, на всех этапах она приезжает на это памятное место и в молодости и в зрелости уже со своей семьей и в старости .Почему такая преданность, верность, до навязчивости ?

Как повлияло событие на ее душевную жизнь ? Что помогло уцелеть в этом горе ? Сохранить целостность и продолжить жить ?

Заканчивается фильм вполне себе эдипальной фантазией : наша престарелая героиня  находит лодку в пересохшем море, сворачивается калачиком и тут происходит чудо, она молодеет и бежит на встречу с пропавшим давным -давно отцом и бросается к нему в объятия в возрасте юной девушки. Представляете ? эта фантазия пронесена через всю жизнь. Как должны были себя чувствовать ее муж и дети, ощущая, что их  жена и мать постоянно угнетена чем-то, думает еще о ком-то , предана ему, и последний вздох посвящен ему…Никто, наверняка не знал, кто это, но то, что только часть этой женщины живая, а остальная застыла давно, не возможно не заметить.

Если позволите- немного теории, в которой Отто Фенихель определяет травму:

«Основная функция психического аппарата состоит в восстановлении стабильности, нарушенной в результате внешней стимуляции. Стабильность достигается ,прежде всего, разрядкой вызванного возбуждения, а впоследствии его связыванием и сочетанием разрядки и связывания. Всякий раз, когда поддержание (относительного ) равновесия терпит неудачу, возникает аварийное состояние. Слишком сильный приток раздражителей в единицу времени –простейший пример непредвиденной ситуации.

Однако  выражение «слишком сильный поток» относительно: оно означает степень стимуляции ,превышающую способность психического аппарата к переработке. Эта способность зависит как от конституциональных факторов, так и от предшествующего опыта индивида. Существует стимуляция такой разрушительной силы, что травмируется любой индивид; иная стимуляция безвредна для большинства, но оказывает травмирующее воздействие на некоторых индивидов при соответствующей предрасположенности. «Слабость» может иметь конституциональную основу, играет роль также психическая экономика индивида. Дети могут травмироваться исчезновением любимого человека, потому, что либидные устремления к нему при утрате цели затопляют ребенка; взрослые сильнее подвержены травме в состоянии усталости, истощения, болезненности. Весьма существенно и то, возможна ли в период травмы моторная реакция. Блокирование моторной активности увеличивает вероятность психического срыва, томительное ожидание опаснее активной борьбы. Самый важный фактор ,однако, представлен предшествующим вытеснением.»[ 1, стр.159]

Таким образом- травма- относительное понятие. Допустимая степень возбуждения зависит от психической экономики, конституции, предшествующего опыта. Фактического состояния до травмы и в момент ее переживания.

     Ситуация ,показанная в фильме- мягкий вариант, события обозначены схематично ,без акцентов, лишь природа, смена времен года и те люди, которые попадались на встречу нашей героине в разные периоды ее жизни.

 Реальные истории реальных современников, которые обращаются к нам, гораздо драматичнее, так как у нас есть возможность соприкоснуться с мельчайшими подробностями их жизненной драмы и, безусловно, это не  оставляет равнодушными.

Случай молодой женщины «В».

«В» обратилась несколько лет назад в момент ухудшения отношений с мужем.

Она была замужем к тому моменту 10 лет. У них были мальчики близнецы 3-х лет. Причем один демонстрировал опережающее  интеллектуальное и физическое развитие, а другой- отставание, он молчал, но очень хорошо уже в свои 3 года мог управляться со всей бытовой техникой в доме, от стиральной машинки до планшетов и телефонов родителей, не говоря уже о поиске мультиков в многоканальном телевизоре.

Дети были рождены с помощью ЭКО, так как у мужа ,который был на 12 лет старше, была диагностирована низкая оплодотворяющая способность. В первом браке у него не было детей . Так как за беременность она прибавила в весе 30 килограмм, у нее появилась гипертония и она постоянно была на гормональном лечении, ей делали кесарево сечение.

Когда детям был 1 год, муж объявил, что будет жить отдельно, потому ,что безумно от всего устал, и он  « не подписывался жить с толстой коровой». Пациентка за следующие полгода  похудела, и начала вести активный образ жизни ,знакомясь с мужчинами по интернету и потом вступая с ними в сексуальные отношения. По ее словам, именно они, эти чужие мужчины, вернули ей веру в себя.

      На момент обращения в ее жизни появился женатый любовник, с которым у нее были достаточно продолжительные отношения   и она начинала раздумывать о разводе, чего сама испугалась ,так как  дети к отцу были очень привязаны.

      Она была дочкой учительницы биологии. Мать развелась с ее отцом  когда ей был 1 год из-за его алкоголизма. Потом «В» жила у деда с бабкой, пока мать завершала свое обучение в институте, а  в 8 лет, ее мать вышла замуж и забрала ее к себе. Биологический  отец умер ,когда ей было 10 лет. Отчим был деспотичным, все время орал и выгонял их из квартиры. Подруг у  «В»  не было. Любимая игра, когда никого не было дома- похороны матери. Она на ковре устраивала похоронную процессию, кладбище, бросалась на «гроб» и долго рыдала. Это повторялось до переходного возраста.

В ее 16 лет умерла бабушка ,которая вместе с дедом растила ее  в детстве. А у дела началась гангрена левой ноги и ее ампутировали. Мать переселила В в квартиру деда и перепоручила ей уход за ним ( за своим родным отцом) после операции. Они вместе прожили 1.5 года.

«В»  ,заканчивая школу, и жила вместе с дедом на его пенсию и  небольшую дотацию от матери. Это была ее семья. Потом мать решила сдавать квартиру  и забрала их в свою с мужем квартиру. Дед умер через полгода, а моя пациентка, ей уже было 18 лет , сбежала к своему будущему мужу.

Чем похожи эти 2 истории в мультфильме и в реальности? Обе девочки теряют в детстве отца, но одна –лет в 7, а моя пациентка в 1 год( развод), потом мать переадресует ее воспитание своим родителям и только в 8 лет она обретает и мать и ее нового мужа- отчима. О том, что ее биологический отец умер, она случайно узнает в 10 лет.  У нее по факту- фрагментарно представлены родительские фигуры и жизнь она простраивает в соответствии с ними: очень много бурных отыгрываний, огромное количество мужчин, перепады настроения и состояния здоровья.

Кстати знакомства больше 2-х месяцев не длились. Она гордилась тем, что уходила всегда «по-английски» без объяснений.

Мужчина есть и в жизни одной девочки и в жизни другой, обе выходят замуж, в мультфильме подробности не ясны, но преданность отцу там ярко показана, о матери ничего не известно.

 В жизни моей пациентки – более яркой травмой выступала постоянная жестокость отчима и равнодушие матери в те моменты.

 Когда отчима не было  , мать просила у нее совета и поддержки.  «Моя мать- единственный близкий мне человек»-эти слова она повторяла очень часто. Моя пациентка предана своей матери, именно ей посвящается все в ее жизни.

Одна девочка из мультфильма –теряет отца в возрасте, когда уже сформирован его устойчивый  внутренний образ, а другая его с трудом обретает из хаоса расщепления в терапии .Сознательным импульсом для прихода в терапию послужил ее страх, что она, как и ее мать, вдруг сможет лишить своих детей их отца и ужас, что один из ее сыновей развивается с ограничениями. Окружающие, члены семьи мужа начали ее уговаривать, чтобы она не расстраивалась по поводу его инвалидности. На это стал настраиваться и ее муж.

Фенихель пишет:…кажется невероятным, чтобы тяжелая травма переживалась, как соблазн. И на самом деле травма обычно пугает, а не служит инстинктивному удовлетворению. Но некоторые индивиды, чей сексуальный инстинкт претерпел садо-мазохистическое искажение, испытывают огромный ( сознательный и бессознательный) интерес к жестокостям и всяческим опасностям, вызывающим «нервную дрожь». Чем сильнее такой интерес подавляется, тем вероятнее, что бессознательно травма вызовет отклик «Наконец-то сбылись мои сексуальные фантазии» В этом смысле травма может  восприниматься как садо-мазохистический соблазн. Более вероятно ,однако, переживание травмы  в качестве смешения соблазна и наказания:  «Желание ,наконец-то  сбылось и произошло ужасным образом, чтобы я понес наказание за свои вожделения».[1,стр 168]

Моя пациентка была высоко квалифицированной  медицинской сестрой в реанимации.

     «В» очень не сразу стала осознавать свой персональный вклад в инвалидизацию собственного ребенка.

О себе она говорила как о внутреннем уроде, которого постоянно преследуют кошмары разоблачения, мечты о богатстве, свободе и самостоятельности: все узнают о том, что она-некомпетентная  мать,

Джеймс Гротштейн в  своей книге « Расщепление и проективная идентификация» пишет :» Терапевт может наблюдать, что пациенты внутри себя , кажутся ведущими войну с самими собой. Кажется ,что у них недостаточный контакт со своим внутренним миром или с осмысленностью мира внешнего.

… часто можно заметить кричащее противоречие в строении личности пациента, и аналитическое расследование обычно находит глубокое расщепление внутри этих личностей.

Расщепления часто заметны в семейных парах, в группах и внутри институтов, в которых какой-то аспект личности человека может бессознательно восприниматься в качестве отщепленного и перемещенного ( спроецированного ) в товарища или в кого-то еще внутри института.

Уинн и Сингер (Wynne and Singer 1963 a,b) обратили внимание на делегирование отдельного члена семьи, которого остальные члены семьи выбирают для того. чтобы он болел.»[2, стр.176]

Рассказывая «В» о семейных системах, я упоминала и эти исследования. Она  рассказала, что у мужа есть младшая сестра, которая  является инвалидом детства, и была реально потрясена осознанием, что терпимость мужа к отставанию в развитии одного из сыновей может еще быть так глубоко бессознательно оправдана его терпимым отношением к своей сестре .Муж сопротивлялся ее любым попыткам определить ребенка к логопеду или свозить на консультацию к невропатологу. А у нее не хватало сил с ним спорить и отстаивать свою правоту. Она сама ощущала себя не совсем взрослой.

   Дональд Калшед в книге « Внутренний мир травмы» описывает таких пациентов следующим образом: …

«Это были индивиды, которых можно было бы назвать «шизоидами», имея в виду то, что травматические переживания, испытанные ими в детстве, были слишком интенсивными для их чувствительности и направили их дальнейшее развитие внутрь. Внутренний мир, в который они так часто уходили, был детским миром, и он, отличаясь богатством фантазии, нес на себе печать тоски и меланхолии. Такие пациенты, находясь в этом, похожем на музей «Убежище невинности», цеплялись за остатки своих детских магических переживаний, которые хотя поддерживали их, но не развивались вместе с другими частями личности. Несмотря на то, что их приход в терапию был продиктован настоятельной необходимостью, на самом деле они не хотели взрослеть или изменяться настолько, чтобы это действительно удовлетворяло их потребности.. Выражаясь более точно, некоторая их часть хотела изменений, но другая, более сильная, сопротивлялась этим изменениям. Они были разделены внутри себя.» [3, стр 28]

        Уход из травмирующей ситуации является нормальной реакцией психики на травматическое переживание. В том случае, когда избежать травмирующей ситуации невозможно ( например, как жизнь моей пациентки в дисфункциональной семье- пролонгированная травма), возможно, какая-то часть «Я» должна быть удалена, но для того, чтобы это случилось, обычно интегрированное Эго должно быть разделено на фрагменты или диссоциировано. Диссоциация является своего рода трюком, который психика разыгрывает над самой собой. Жизнь может продолжаться благодаря уловке, в результате которой непереносимые переживания разделяются и распределяются по различным отделам психики и тела, главным образом , переводятся в «бессознательные» объекты психики и тела.

«В» понимала, что она чего-то « не схватывает « в этой жизни в эмоциональном плане. Страх, обида, стыд, раздражение, как сексуальное возбуждение-это те эмоции,  которые постепенно стали появляться в работе. В момент ее очередной интриги с очередным мужчиной с сайтов знакомств она говорила об азарте.

Своих детей она боялась потерять, скорее боялась их, чем любила,

Мужа  в душе презирала, он неплохо зарабатывал, и она старалась сохранить отношения с ним. Она боялась, что  муж узнает , что она ему непрерывно изменяет. Хотя она предполагала, что он догадывается, но между ними есть сговор – ни о чем не спрашивать, даже если появляются новые серьги и одежда по цене, явно превышавшем достаток в семье.   И все это они подробно обсуждали с матерью –единственно любимым человеком.

В одной из своих работ о психопаталогии нарциссизма Розенфельд ( Rosenfeld 1964)отводит особое место защитам ,направленным против переживания отдельности, и предполагает, что механизмом, посредством которого отдельность отрицается, является проективная идентификация. Он пишет следующее:

«В нарциссических объектных отношениях защита от всякого признания раздельности самости и объекта играют доминирующую роль. Осознание отдельности приводит к чувству зависимости от объекта и таким образом к тревоге .Зависимость от объекта предполагает любовь к нему и признание его ценности, что приводит к агрессии, тревоге и боли вследствие неизбежных фрустраций и их последствий. Кроме того, зависимость возбуждает зависть, когда распознается «хорошесть» объекта. Поэтому всемогущие нарциссические объектные отношения устраняют как агрессивные чувства, причиняемые фрустрацией, так и всякое осознание зависти. Когда младенец всемогущим образом обладает материнской грудью, грудь не может его фрустрировать или вызвать зависть. Зависть особенно невыносима для младенца и усиливает трудности в переживании зависимости и фрустрации.»[4, стр. 171-172]

Проективная идентификация вызывает состояние, в котором истинная отдельность не переживается.

 Дж. Стайнер в своей работе « Психические убежища» пишет :

«Иногда проективная идентификация может использоваться более глобальным образом, когда вся самость ощущается спроецированной в объект. [курсив автора статьи]. Розенфельд описывает это как симбиотический тип отношений, в которых пациент словно живет внутри своего объекта, и это временно сопровождается фантазией о том, что аналитик приветствует такого рода вторжение и отвечает взаимностью. Чаще всего вторжение является деструктивным и вызывает негодование объекта, и истинная природа установившихся отношений оказывается паразитической. Однако пациент может их идеализировать и таким образом отрицать проективную идентификацию».[4,стр.79]

В моей работе с «В»  я была для нее высоко-статусным аналитиком. Она  много раз удивлялась, когда я успела построить карьеру. Она хотела бы стать психологом –консультантом, в то время она защищала диплом в психологическом ВУЗе.

Джеймс С. Гротштейн упоминает о том, что « пациенты, которые , как кажется. Идеализируют других, образуют специальный тип проективной идеализации, при которой они, по-видимому, отдают свои ценные чувства объекту в ущерб себе».[2,стр 176]

Чтобы понять дезадаптивное поведение и сложное устройство психики «В» мне пришлось много читать и обсуждать гипотезы с коллегами. Было понятно, что она является по своей сути нарциссически ненаполненной, дефицитарной.

 Но почему такое жестокое отношение к себе ?

Дж. Стайнер описывает тип нарциссической организации, основанной на деструктивности. Он ссылается на слова Мельтцера( Meltzer 1975):

«Иллюзия безопасности провозглашается всеведением деструктивной части личности и закрепляется ощущением всемогущества, которые порождаются  перверсией или аддиктивной зависимостью. Тираническая, аддиктивная, плохая часть ужасающа.»

И далее…

Итак деструктивная часть самости представляет себя страдающим частям прежде всего как защитника от боли, затем как слугу их чувственности и тщеславия и только тайком- перед лицом сопротивления регрессии- как сатрапа, мучителя.»[4,стр 80]

Наиболее четкое описание этого типа нарциссических отношений, основанных на идеализации  деструктивных частей самости дал Розенфельд  в своей работе о деструктивном нарциссизме (Rosenfeld 1971).

Эта важная работа посвящена проблеме совладания с внутренними и внешними источниками деструктивности, [выделено автором статьи]которые Розенфельд относит к действию инстинкта смерти. Данная тема отсылает к работам Фрейда и позднее развитым Мелани Кляйн.

Постулируется универсальный характер внутренних источников деструктивности, выражающихся в форме примитивной зависти и угрожающих разрушить индивида изнутри.

Содержащая эти импульсы  и бессознательные фантазии часть Эго отщепляется и эвакуируется с помощью проективной идентификации и таким образом атрибутируется другим

В процессе работы с «В» ей удалось осознать насколько разрушительной была ее жизнь .Выбор мужа сам по себе удивителен. Мужчина старше , разведен, бездетен. Они пробовали расставаться, но потом опять сошлись. Она – молодая здоровая женщина принимает решение родить детей с помощью ЭКО, что дестабилизирует ее гормональную систему очень серьезно, уже после родов она продолжала лечение еще 4 года ( уже будучи в терапии), ее зависимость от встреч с мужчиной носила опасный характер, она рассказывала о сексуальном насилии и драках со стороны некоторых , она попадала в аварии, не говоря уже о скандалах в семье, болезни детей, и собственных панических атаках.

Обсуждение хода терапии не входило в планы этого выступления.

Скажу только, что спустя 3 года после совместной работы пациентка приняла решение ее завершить, в тот момент, когда в ее жизни наметились устойчивые перемены :Сын стал делать успехи в произношении слов , появилась фразовая речь после продолжительного пребывания в специализированном санатории, куда  «В» смогла  определить его вопреки протестам мужа,  Муж получил повышение=статус. Она получила диплом психолога ,и звание лучшей Медицинской  Сестры года   по городу в определенной номинации, смогла продать квартиру ,унаследованную от тетки и купить большую квартиру для своей се мьи в отдаленном от матери районе. С моей точки зрения работу можно было продолжить, но я уважала ее решение.

К сожалению, в случае «В» для нее  было не возможно эффективно  достичь и пройти депрессивную позицию, так как работа горя, необходимая для этого, превращалась в ретравматизацию,  воспроизведение травмы потери  необходимого для жизни объекта. Маниакальность в жизни и деятельности по-прежнему были максимально эффективны, как способы адаптации.

Литература :

1.Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов . М.: Академический проект 2004

2.Гротштейн Дж. Расщепление и проективная идентификация .М.: Институт общегуманитарных исследований 2013

3.Калшед Д. Внутренний мир травмы. М.: Академический проект 2011

4.Стайнер Дж. Психические убежища .М.: Когито-Центр 2010

5.Meltzer,D.(1975) Adhesive Identification. Contemporary Psychoanalysis 11; 289-310

6. Rosenfeld H.A.( 1964)On the psychopathology of narcissism : a clinical approach//International Journal of Psycho-Analysis. 45. P 332-337: reprinted in Psychotic States .London: Hogart Press,1965

7. Rosenfeld H.A(1971) Contribution to the psychopathology of psychotic states/ In Problems of Psychosis, ed.P.Doucet ,and C.Laurin .Amsterdam : Excerpta  Medica.

8. Winne,L., and Singer ,M.,(1963a) Thought disorders and family relations of schizophrenics. I. a research strategy. Archives of General Psychiatry 9. 191-198

9. Winne,L., and Singer ,M.,(1963b).Thought disorders and family relations of schizophrenics.I.  A classification of forms of thinking.  Archives of General Psychiatry 9. 199-206.

 

 



[1] В основу текста статьи положен доклад автора на симпозиуме ЕКПП-Москва 21 июня 2014 года «Психический мир травмы»

[2] http://www.youtube.com/watch?v=djkRkhOXNQw  ссылка на просмотр фильма в интернете

[3]  Father and Daughter Мультфильм был удостоен премии «Оскар» (2000) в номинации «Лучший короткометражный анимационный фильм», получил главный приз (2001) на Festival d'Animation Annecy, а также огромное количество других призов и наград. Режиссер: Михаэль Дудок де Вит (Michael Dudok de Wit) Год выпуска: 2000  Музыка: Норман Роджер