Конференция

"Эрос и сексуальность глазами групп-аналитика".

Доклад

"Ведущий супервизионных групп. Гамма чувств и переживаний"

Решетникова О.Б.

Когда психоанализ завоевал официальное признание, термин «супервизия» приобрел, начиная с 1920 года в рамках психоаналитического образования в Берлинском институте психоанализа значение обязательного компонента обучения наряду с учебным анализом и контрольными случаями. Это означало проработку дипломниками контрольных случаев под наблюдением обучающего аналитика.

Эта форма супервизии-называемая в психоаналитических сообществах контрольным анализом- постепенно вошла в программы всех вариантов психотерапевтического образования и прочно укоренилась в психотерапии, став требованием закона.

     Таким образом под термином «супервизия» понимается , во- первых,

Профессиональный надзор и контроль, во-вторых,-особая для каждого метода рефлексия над психотерапевтической практикой в ходе получения психотерапевтического образования , и , в –третьих, проработка запросов, проблем и конфликтов, возникающих в ходе профессиональной деятельности.

     Следовательно супервизия-это инструмент, помогающий справиться с требованиями профессии, предметом супервизии является рефлексия процессов в рамках взаимодействия терапевт –клиент ( пациент).

Цель супервизии состоит в том, чтобы с помощью процессов рефлексии помочь супервизируемым выработать эффективные стратегии решения задач, которые ставит перед ними их профессиональная деятельность.

В  книге «Супервизорство .Техника и методы корректирующего консультирования»  (Якобс, Дэвис,Мейер)одна  из глав посвящена историческому обзору от появления формы взаимодействия обучающихся психоаналитиков и их наставников в начале 20-х годов прошлого столетия до наших дней.

    Из всего обилия этого материала я хотела остановиться на интересной интерпретации авторов работы З.Фрейда»Анализ фобии пятилетнего мальчика» 1909 г., в которой описана работа Фрейда как супервизора аналитической работы отца мальчика .

У Герберта Графа, которого Фрейд называл «Маленьким Гансом» сформировалось чувство страха перед лошадьми, ДОСТАВЛЯВШЕЕ ЕМУ СЕРЬЕЗНОЕ БЕСПОКОЙСТВО . Он боялся, что его может укусить лошадь, что одна из больших лошадей, которые возят почтовые повозки, может упасть. В результате этих иррациональных страхов он боялся смотреть на лошадей и

приближаться к ним. Он перестал выходить на улицу, поскольку он считал , что на венских улицах ему непременно встретятся лошади.

Мать мальчика была пациенткой Фрейда, который знал Герберта и даже дарил ему подарок  в его 3 года. В 1908 году, когд фобия у этого смышленного мальчика приобрела изнурительный характер, Фрейд предпринял лечение мальчика почти полностью через его отца.

В стремлении помочь своему сыну, Макс Граф проводил с ним беседы и об их результатах подробно сообщал Фрейду.Граф, подобно многим начинащим терапевтам ( и отцам) по-своему расценивал страхи, вызывающие страдание у своего сына. Их причину он видел в чрезмерном половом возбуждении, вызываемом слишком заботливой матерью, и в чувствах вины и страха, испытываемых мальчиком в связи с онанизмом. В процессе лечения супервизор Графа предпринял дальнейшую работу по развитию собственной теории. Лечение детского невроза у Герберта позволило Фрейду получить клиническое подтверждение явлению, которому он дал теоретическое обоснование в « Трех очерках о теории сексуальности»

Фрейд, будучи в первую очередь психоаналитиком-исследователем, а потом уже супервизором терапевта-любителя, установил, что причина фобии у Герберта коренилась в подавленном эротическом влечении к матери и в бессознательном желании устранить своего отца. Пытаясь справиться с непонятными для ребенка желаниями, мальчик испытал фобию и такие чувства, как отвращение и стыд.

      История болезни «Маленького Ганса» не только проливает свет на детскую сексуальность и эдипов комплекс, но и содержит первое подробное описание психодинамически ориентированной супервизии.

Фрейд, по-видимому, не совсем осознавал, насколько дезориентирующим может быть его наставничество для всех участников этой истории, поэтому иногда трудно понять, кто лечит Герберта: Фрейд или отец мальчика.

Фрейд, контролируя ход лечения, в основном выдвигал предположения и давал дидактические рекомендации.

С помощью подобного, далекого от совершенства педагогического подхода терапевт достиг более глубокого понимания психодинамики пациента, супервизор получил возможность дальнейшей разработки своих идей, а пациенту стало лучше.

По мере увеличения числа учеников и последователей идей Фрейда,создавались школы и институты.в каждом из которых формировались свои традиции как обучения так и супервизорской практики.

Так в Венгерской школе в Будапеште Шандор Ференцы и Отто Ранк

 ( 1922)придерживались мнения, что супервизии должны продолжать личный анализ стажера,и что лучшего супервизора, чем психоаналитик трудно себе представить.

    В Берлине впервые супервизорский контроль осуществлялся Карлом Абрахомом, георгом Зиммелем и Максом Эйтингоном( 1920-1923).

Они считали, что после завершения личного анализа стажер обязан обратиться за супервизорским сопровождением своей практики к другому аналитику.

Времена идут, появляются новые традиции.Помимио индивидуальных супервизий широкое распространение получили групповые супервизии в форме Балинтовских групп ( Англия).

     А с развитием группового анализа, групповые супервизии приобрели новое содержание и большее теоретическое осмысление.

В своей прктике в рамках ЕКПП я веду как  очные  групповые  и индивидуальные супервизии, так и супервизии в skype,

Они разные, имеют разное влияние как на супервизора, так и на участников, включая супервизанта. В фокусе работы группы находится пара аналитик –анализант.

Лично мне больше нравятся очные супервизии,так же как и аналитическая терапия в кабинете. В данном сообщении я не буду останавливать на разнице в этих формах супервизий.

Общим является то, участниками групп являются индивидуальные психоаналитически ориентированные психотерапевты.

Супервизант делает сообщение о той части своей работы, которая представляется ему или важной или сложной или вызывающей определенное затруднение в виде переживания определенных эмоций.

      Психоанализ- метод , работающий с переносом и сопротивлением.

Современный анализ, как индивидуальный, так и групповой обязательно учитывает такой феномен, как контрперенос.

 О нем я и хочу поговорить. .Я не буду подробно останавливаться на определениях.

Как перенос и контрперенос , переживаемый в индивидуальном анализе, привнесенный в работу супервизионной группы , разворачивается в динамике переживаний как ведущего супервизора , так и участников группы, в их контрпереносах, которые, в силу их »вторичного» прочувствования часто являются более осознаваемыми и доступными для понимания.

Групповая ситуация отличается от индивидуальной.

Я надеюсь, что у присутствующих в этом зале есть опыт групповых супервизий, и все сталкиваются с ситуацией практически автоматического превращения супервизанта в рамках идентификации со своим пациентом в некоего пациента на приеме у терапевта , представленного целой группой.

      Именно при наблюдении этого феномена, звучании множественных откликов участников группы, у супервизора, который в данной ситуации еще выступает и как группаналитик, есть возможность интегрировать прозвучавшее и помочь супервизанту принять это.

      При этом процессы в группе могут разворачиваться достаточно бурные и многообразные, что является откликом как на прозвучавший материал, так и на всевозможные контрпереносные чувства участников как на ведущего, так и друг на друга ( латеральные контрпереносы).

Так Михаэль Лукас Меллер указывает важнейшие отличительные признаки группаналитического контрпереноса, основываясь на теоретической модели группы по Фуксу.

1)     Контрперенос в группанализе отвечает на множественные переносы,тем самым он представляет собой множественный контрперенос

2)     Внутри группы у участников группы развиваются  ,конечно, переносы друг на друга. На эти переносы они так же отвечают соответствующими контрпереносами. Назовем их латеральными.Но групп-аналитика это вынуждает, в свою очередь, к контрпереносу на эти латеральные контрпереносы.

3)     Наконец, групп-аналитик откликается своим контрпереносом на поведение группы как целого, скрепленного общей бессознательной темой. В этом случае уместно говорить о групповом контрпереносе.

В случае супервизии тему задает супервизант.

4)     Однако более важными, чем эти персональные контрпереносы, кажутся более соответствующие матрице групповые динамические  контрпереносы, которые автор подразделяет на скорее архаические контрпереносы дефектов и скорее невротические контрпереносы конфликтов.

5)     Наконец, открытым остается вопрос: в процессе интенсивного непрерывного как сознательного, так и бессознательного восприятия, не оказывает ли выставленный на всеобщее обозрение групп-аналитик ( в нашем случае супервизор), сидящий перед участниками группы в куда более беззащитной, но зато и более непосредственно открытой позиции, чем индивидуальный аналитик,

 

В существующих теоретических концепциях групповой терапии ясно прослеживаются три основных подхода

1)     Психоанализ в группе

2)     Психоанализ группы ( группа становится единым организмом, Бион)

3)     Психоанализ по средствам группы ( в котором основным терапевтическим средством являются свободные групповые интеракции, то есть множественность становится важным элементом. Фукс)

Групповые супервизии ведутся в рамках  третьего подхода.

Все многообразие контрпереноса в фуксовской модели сведено в так называемую матрицу, т.е. в интегральный аспект возникающего сплетения всех бессознательных отношений в группе.

Важнейшим следствием множественного контрпереноса является напряжение, которое испытывают группаналитики, вынужденные допустить в себя и интегрировать различающиеся, а иногда и прямо противоположные друг другу контрпереносы .Это напряжение контрпереноса- весьма своеобразный группаналитический феномен, при достаточной интенсивности он нередко становится двойным испытанием на прочность.

Супервизор в полном объеме испытывает на гр. Супервизии все вышеперечисленное.

    Хочется отдельно отметить особый контрперенос: контрперенос родителей на нескольких маленьких детей, чья яростная динамика братско-сестринских отношений в течение нескольких минут меняется от отчаянной ссоры до пылкой любви, такая ситуация вызывает обычно излишне модерирующее поведение родителей.

Пример из практики.

На групповой супервизии в SKYPE одна их участниц докладывает свой случай. Вдруг другая участница с драматизмом в голосе , с извинениями прерывает сообщение словами: «Ничего не могу с собой поделать, за 15 мин до нашей встречи здесь на супервизии, мне позвонила моя анализантка и попросила о скорой помощи-внеурочной встрече по поводу ее ужасных тревог, она такое рассказала. ТАКОЕ !!!»

    Мне, как ведущему пришлось дать пару минут» ворвавшейся « участнице для выплеска ее эмоций, потом всех участников вернуть к обсуждаемому случаю с комментарием о том, что ,безусловно, все происходящее имеет отношение к докладываемому случаю.

    А  я в тот момент  испытала богатую палитру чувств от страха неожиданности, через ужас от услышанного к симпатии к супервизантке, случай который был основным на этой встрече, вину перед ней, за то что не могу в должном объеме уделить именно ей внимание причем во внутреннем плане я еще смогла отследить свою реакцию на соперничество между участницами и дополнительное напряжение в общей атмосфере).

Не секрет, что на супервизии выносятся сложные случаи пациентов ,  в основном пограниченой организации, иногда ближе к психотическому краю.

Такие защитные механизмы, как расщепление ,отрицание, сексуализация, изоляция аффекта, проективная идентификация являются серьезным испытанием для аналитика .И, безусловно, мы откликаемся архаическими психотическими радикалами нашей психики.

Как часто скупой рассказ-сообщение о ходе терапии может вызвать очень сильные эмоции у участников супервизионной группы, что является ценным материалом ,иногда недоступным на сессиях в индивидуальной терапии.

Способность высказывать эти чувства может быть снижена именно в силу их интенсивности. И тогда на долю ведущего группы- супервизора выпадает необходимость поддержать участников, поощрить к высказыванию, преодолевая и свои непростые переживания.

Фуксовская концепция группанализа , в которой интеракции членов группы между собой признаются чрезвычайно важными, а позиция ведущего группы определяется как «первый среди равных». Супервизор, являясь ведущим группы и максимально открытым для чувств и реакций членов группы, испытывает двойное напряжение и два фокуса внимания  в своем контрпереносе:

Образно говоря , каждый контрперенос смотрит двумя глазами :

Глазом, непосредственно воспринимающим эмоции

И Глазом ,определяющим структуру.

Так Михаэль Лукас Меллер обозначает их как непосредственный и структурный контрпереносы.

Говоря о структурном контрпереносе речь идет о том, чтобы понять, на что в структуре отвечает непосредственный ( чувственный ) контрперенос.

-Самый простой случай-это например, прием нового участника или уход старого ( супервизионные группы полуоткрытые, так что это-повторяющаяся ситуация).

Смена места проведения очной супервизионной группы  тоже играет определенную роль. Сметение чувств испытывали все участники и я в том числе.Хотя осознание пришло позже, через материал.который был обозначен в обсуждаемых случаях на с.в. группе.( страх расставания, покинутости,потери, горевание).

Автор приводит пример по аналогии с пересадкой растения в другой горшок- о величине риска « не прижиться» и возрастании сметения.

Он указывает, что структурный контрперенос практически не осознается.

Идеальным случаем является одномоментное видение обоими глазами, которое только и позволяет контрпереносу глубокую проницательность относительно идущих в группе процессов.

В группе интегрируются не личности, а психические процессы.согласно Фуксу.( стыд,радость,страх, зависть,любовь)

Ребенок растет в семье и он впитывает как образы окружающих, так и отношения между ними, врастая в динамическое  поле семейных отношений , интернализуя важные для себя связи  с соответствующими чувствами. Таким образом, мы созданы для этой групповой среды. Поэтому наименьшая основная психическая единица-это не индивид, а отношение.

       Удачно завершенная супервизия сопровождается нормализацией атмосферы, где удалось наладить баланс между эмоциями, что бы восстановились когнитивные функции всех участников, для потока свободных ассоциаций в помощь супервизанту.

Многопоколенческая перспектива контрпереноса.( интеграция)

Групповая супервизия, двойная работа ведущего и как гр.ан. и как супервизора .

Супервизия в рамках группы-это работа контрпереноса ( множественного группового перенонса-контрпереноса).

 Причем супервизор реагирует  контрпереносом на контрпереносы тех,кого супервизирует.

И если проследить далее историю развития этих контрпенеосов, то нам ясно предстанет многопоколенческая перспектива каждого контрпереноса, толща пространства прошлого, в которую он уходит.

    Ведь контрперенос групп-аналитика отвечает на множественные переносы  ( и на латеральные контрпереносы )участников группы . но эти переносы возникают в индивидуальной истории развития, то есть с точки зрения семейной динамики в рамках раннего детства.

 Если рассматривать происхождение переноса, быстро выясняется, что у детей развивается отношение к родителям, отвечающее на первичные переносы родителей на детей.

Следовательно , при ближайшем рассмотрении переносы детей-это контрпереносы на переносы родителей.

И тут начинает просматриваться цепочка. Как групповой супервизор , я реагирую контрпереносом на контрперенос аналитика, который в свою очередь отвечает на  контрперенос участников группы развившийся у них в детстве по отношению к родителям.

     Хочется добавить, что в рамках профессионального становления получения образования, тренингового анализа и супервизий по отношению к учителям, педагогам, личным и групповым аналитикам формируются множественные  переносы, к. уже могут отличаться от семейных и тоже будут проявляться в рамках группового взаимодействия. 

Несколько слов о проявлении любви в групповой работе.

Здесь ,наверное, уместно еще раз провести параллели с большими семьями, в которых любовь в разных ее проявлениях является скрепляющим веществом , удерживающим людей . Взрослея, Вырастая, потребность быть включенным в группу близких тебе по духу людей остается.

Цитата из статьи

Михаэль Лукас Меллер « Любовь в группе»

« Из соображений практического удобства я обозначаю словом «Любовь» всякую привязанность либидинозного характера, не делая различия между эросом и агапэ, между заботой, вниманием, привязанностью и страстью, поскольку все это-проявления, имеющие общий источник и зачастую призванные лишь прикрывать собой сексуальное побуждение. Причем либидо никогда не выступает в чистом виде .Оно всегда а выступает в амбивалентном единстве с агрессивностью.

Высшая логика античного мифа говорит нам, что Гармония- дочь богини любви Афродиты и бога войны Ареса.

Любовь в группе и к аналитику

1)Любовь участников ко всей группе. По косвенным признакам : люди приходят на групповые супервизии.

  2)           Как супервизор я могу сказать, что у меня есть любимая с.в. группа, я жду встреч с ней с другими чувствами, чем по отношению к остальным.

 

Любовь до начала группы

Выбор профессии психоаналитика как акт любви

Фрейд создал свое творение «Психоанализ» вокруг мифа об Эдипе и его семье, метод группанализа возник в продолжение, но уже с учетом расширенной семьи и в поисках ее улучшенной версии .

Приход в супервизионную группу участников определяется не только требования профессеионального тренинга, но и поиском поддержки, принятия, одобрения,любви всего того, что необходимо нам всем в любом возрасте , что мы ищем в кругу близких нам людей, в кругу семьи.

     И нельзя отрицать идеализацию , которая транслируется участниками супервизионной группы по отношению к супервизору, со всеми последующими коллизиями ( от любви до ненависти, а так как в психоаналитическом сообществе мы еще часто встречаемся на разных форумах, как очно так и в интернете, то неизбежны отыгрывания, что наверное уже разумно помещать в регистр реальности, и делать на это поправку в работе)

Подбор  участников супервизионной группы

Общеизвестно, что любовь проявляется в выборе партнеров, бессознательно выбирается тот, кто дополняет структуру нашей личности.

Хотим мы этого или нет, но в с.в. группе будут те, кто отвечает на наш БСЗ запрос на присутствие рядом : молодых,привлекательных, обладающих рефлексией, выражающие свои переживания словами, умных, социально ориентированных ( или же наши супервизанты будут приносить для работы в группе истории  таких пациентов).

 

В заключение хочется сказать, что ГРУППА на групповых супервизиях выступает в роли достаточно хорошей матери ( по Винникоту) А назначение ведущего- следить за тем, чтобы поддерживалась ее способность грезить=мечтать, мыслить, чувствовать, свободно ассоциировать и быть в состоянии об этом говорить голосами всех участников.

А супервизор получает возможность обобщать процессы, свидетелем которых он является.

,